Главная » Файлы » Мои файлы

Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях
05.08.2017, 22:18

Из опыта работы музыкального руководителя.

Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях

Описание работы: в статье представлен практический опыт организации музыкальной деятельности младших дошкольников в период адаптации в детском саду.

Ребенок... Малыш... Это маленькое солнышко, чудо, радость для папы и мамы... Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово: «Адаптация». Им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже проживали этот процесс. Дословно понятие «адаптация» означает приспособление. Но это не только приспособление к новым условиям, но и этап развития находящихся в этом процессе. После момента рождения малыша ребенок и родители прожили процесс адаптации и каждый получил свою долю нового для себя.
И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум.
Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.
Термин «маленькие» дети применим скорее к их росту. У «маленьких» детей нет маленьких проблем, для них все очень важно и серьезно, в их сознании идет ежесекундная работа, формирующая дальнейшее отношение к миру, и к нам, взрослым, мотивация поступков, и конечно, их любовь к музыке, желание творить и познавать. И нельзя решение «маленьких» проблем перенести на завтра, на следующую неделю. «... по отсутствию опыта ребенок живет настоящим. Отложенная на неделю игра перестает быть действительностью» (Я.Корчак)
Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки.
Какую же роль в период адаптации выполняю я - музыкальный руководитель?
Моя деятельность в этот период не только музыкальная.
В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу.
Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю первые попытки сближения, т.е. в зависимости от ситуации могу помочь воспитателям покормить детей, переодеть, проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т.д.
Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в группе а не в зале, и без использования музыкальных инструментов. Голос - это универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.
В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз. А.Н.Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, сразу начинают подпевать. Но в основном слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание на себя. Но для меня главное - не отвлекаться, я продолжаю петь песенку до конца, а ребенка можно погладить в этот момент по головке, осторожно прижать к себе, посадить на колени и прочее. Моя задача в этот период - научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. «Ребенок еще не заговорил, он все еще слушает» (Я.Корчак). Далее прошу детей помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания: «Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А как Жучка лаяла?». Но если ребенок еще не готов это выполнить - не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно «двигают губами», как бы пробуя: «Смогу ли я?» Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот - это же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием - просто открывают рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия - открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.
Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить - рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Нерешительным, малоактивным помогаем с воспитателем. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Не спешите их заставлять и получите «приз» - через 3 -4 занятия они сами это выполнят и с удовольствием.
На этапе проведения занятий в группе дети услышат звук бубна, металлофона, колокольчика. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем, пляшем, играем. Дети учатся различать звучание этих, инструментов.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут просто подбежать и обнять. Значит этап «приручения» закончен пора познакомиться с залом.
В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но любопытство берет вверх.
При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал, проходим по его периметру и приближаемся к инструменту. Дети располагаются свободно вокруг меня. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю: «Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или грустную?». Чаще дети выбирают веселую. После исполнения некоторые дети нажимают на клавиши. Разрешаю всем желающим осторожно коснуться пальчиком клавиш. И предлагаю помочь мне «Вы будете хлопать, а я играть». На этом занятии впервые звучат песни с сопровождением, но в основном звучат голоса взрослых - дети увлечены наблюдением за игрой на фортепиано. Не следует им мешать. Это новая ступенька знакомства с музыкой. Как правило, повышенный интерес к наблюдению за процессом исполнения на инструменте через два - три занятия угасает, и они вновь активно подпевают, а некоторые уже и поют, пляшут, играют и сопровождают мое исполнение игрой на шумовых инструментах.

Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете. «Игры не столько стихия ребенка, сколько единственная область, где мы предоставляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым». (Я.Корчак)
И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или приедем)», в зависимости от ситуации.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, творчества. Без этого он - засушенный цветок» - утверждает В.А.Сухомлинский.
Часто повторяю детям, что в музыкальном зале живут песни, пляски и музыкальные сказки.
На одном из занятий встречаемся со сказкой «Теремок». В литературном изложении сказка уже знакома детям. И вдруг слова обернулись песней. Но это не просто сказка, эта сказка решает задачу формирования звуковысотного слуха. Несколько занятий - и малыши безошибочно по звучанию определяют, где поет мышка, а где Мишка. Добавляю имитацию движений мышки и Мишки - получилась увлекательная развивающая игра. Далее Мишка из сказки «Теремок» захочет поиграть в игру «У медведя во бору», а в следующий раз он не захочет играть: «Надоело мне играть, лучше лягу я спать» - и дети исполнят ему колыбельную, каждый свою. Это будут первые попытки музыкального творчества. В следующую встречу споют Мишке песенку: «Мишка мы пришли». И опять робкие попытки спеть по - своему. С каждым занятием эти попытки смелее и смелее.
Колыбельную мы поем тихим голосом, а при встрече Мишки песенка будет громкая. Идет развитие динамического восприятия.
Наряду с решением проблем музыкального развития решаем и проблемы нравственные.
Однажды, в дождливый день, войдя в зал, дети видят около скамейки брошенного зайца. Цикл стихов А.Барто «Игрушки» хорошо знаком детям и опять они неожиданно для себя открывают, что это можно спеть, и не только спеть, а и услышать, как плачет зайка, как капают его слезы. Анализируя характер музыки, делают однозначный вывод: «Жалко зайку. Музыка грустная». И самостоятельный вывод: «А я не бросаю свою игрушку». И поверьте, это заменит многократные повторения окружающих о том, что к игрушкам следует относиться бережно. Эта песенка обычно глубоко западает детям в душу, они с первых звуков вступления узнают ее, объясняют, что капают слезки — это зайка плачет. И почти с первой строчки, еще не зная мелодии, начинают подпевать. А в дальнейшем, довольно часто просят ее исполнить.
Отдельно нужно обратиться к показу, так как действия по образцу являются ведущим приемом обучения детей в раннем возрасте. Малыши буквально копируют действия взрослых. Поэтому движения следует исполнять выразительно. Надо обратить внимание и на согласованность музыки и движения, предусмотреть «огрехи», которые потом очень мешают в работе. Например, раскачивания корпуса при пении. Часто воспитатель наклоняется к детям при движении. Этого делать не стоит. Корпус должен быть естественен, иначе дети тоже наклоняются вперед. Чтобы этого не случилось, требуется предварительная работа с воспитателями. Не надо бояться и во время занятий поправить воспитателей. Исправляя ошибку воспитателя, дети еще больше подтягиваются и стараются выполнить движения правильно и изящно. Особенно нравится детям изображать образы из мира животных и растений. Особенно если вы сумеете дать точный образ в своем исполнении. В любой игре или упражнении, лисичка должна быть изящной, зайчик ловким и легким, медведь неуклюжим, цветочек трепетным, а веточки гибкими. При показе важны не только движения, но и мимика. Если взрослые вместе с детьми погружаются в образ, то в будущем дети процесс перевоплощения воспринимают с легкостью.
Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый — ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками; малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
При такой организации музыкальной деятельности в период адаптации дети чувствуют себя комфортно, не испытывают психологических стрессов.

Категория: Мои файлы | Добавил: мотылек
Просмотров: 578 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 10.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: